Про паркет и любовные истории
О звездах на паркете, крепостной актрисе и секретаре губкома, об Адмирале и его последней любви
И снова в категориях «Это было недавно, это было давно» рассказываем вам о путешествии в мире паркета из его почти трехвековой давности в современность. Повествуем, не пытаясь выстроить стройную тематическую или временную шкалу и руководствуясь произвольным выбором тем и объектов. На этот раз речь пойдет о, казалось бы, таких несоединимых темах, как паркет и истории любви.
Начнем на этот раз с семейных дворцов графов Шереметевых, которые были построены по проектам знаменитых европейских и известных отечественных архитекторов в Москве и Северной столице. На этот раз хотим привлечь ваше внимание в интерьерах этих дворцов и усадеб к рисунку укладки паркетов, получившему у нас в честь владельца имя «Шереметьевская звезда». Рисунок сложный, не экономный, довольно дорогой, требующий большой точности изготовления элементов и в основном радиального у них распила. Он складывается из набора вырезанного штучного паркета в ромбы, уложенные под определенным углом. И в плане напоминает в некоторых ракурсах звезду. В то же время игра света в плоскостях рисунка создает объемный эффект – рисунок кубами выступает в пространство 3D. И это имя, пожалуй, как никакое другое у рисунков укладки паркета, связано с историей любви. Любви блистательного аристократа Н.П. Шереметева с европейским образованием и театральными, музыкальными и архитектурными пристрастиями, по слухам, познакомившегося в европейских путешествиях с Моцартом и поддержавшего его материально. Полюбил он крепостную актрису и певицу из своего театра с псевдонимом Параша Жемчугова. И верный фамильному девизу Шереметевых «Бог сохраняет всё» сумел сохранить свою любовь, в которой были строительство дворцов и прекрасного театра, трансформируемого за полчаса в танцевальный зал, зависть и ненависть тогдашнего высшего общества, немилость двух царей и несмотря на это тайное венчание. Но время и память людская сохранили историю музыки и спектаклей, немногие из дворцов, театр в московском Останкино, историю Золушки и ее избранника, а также название прекрасного и довольно редкого рисунка укладки паркета. Помню удивительную встречу с «Шереметьевской звездой» в одном из помещений Самарского городского музея, где когда-то было успешное предприятие купеческой семьи Курлиных, а после революции кабинет секретаря Самарского губкома В.В. Куйбышева. На полу кабинета в старинный дубовый паркет врезана была тонкая жилка черного дерева, повторявшая контур укладки и очень оживлявшая рисунок.
Дворец Шереметева в Санкт-Петербурге
Шереметевский дворец «Музей музыки»
Музей-усадьба «Останкино»
Концертный зал в дворце Шереметевых
Пожалуй, еще одна паркетная композиция связана для меня с историей любви, хоть связь эта не так очевидна, как в предыдущем случае. После двух с лишним веков перерыва завершились работы над самым протяженным московским долгостроем - Большим дворцом в составе музея-заповедника Царицыно, проектированием которого в разное время и при разных обстоятельствах занимались знаменитые архитекторы Баженов и Казаков. Украшением дворца служит Екатерининский зал на первом этаже, где установлена выполненная из каррарского мрамора статуя Екатерины II работы выдающегося нашего скульптора Опекушина (1896 г.), у которой своя, практически детективная история.
На 300 кв. м этого зала (из общих порядка 2тыс. кв. м под паркетом Большого дворца) в начале XXI в. мастерами-паркетчиками уложена геометрическая композиция художественного паркета с круговой многоконтурной розеткой и гирляндным бордюром из традиционных и экзотических пород с включением растительного орнамента. Использовали здесь дуб, орех, клён, грушу, ясень, термоясень, карельскую березу и экзоты - венге и мербау.
Паркеты эти даже при нагруженной музейной жизни рассчитаны на 100 и более лет. Казалось бы, какое отношение имеет этот красивый, но, безусловно, новодельный паркет к достаточно отдаленной от нас последней любви адмирала Колчака и его избранницы Анны Тимиревой. А дело в том, что на этом паркете через 2 года после его укладки снимали финал фильма «Адмирал», сцены, в которых адмирал и его любовь танцуют в несостоявшейся их встрече. В них главные герои фильма, один из которых был расстрелян в 1920, а другая провела после этого 34 года жизни по тюрьмам и лагерям, назло судьбе кружились в последнем танце, поправ тем самым смерть и несудьбу. И эти кадры с кружащимися танцорами и вращающимся паркетным рисунком несли своеобразный хэппи энд, который в этой реинкарнации у жизненной истории героев не состоялся. Наверно многие из зрителей картины, как и я, помнят эти кадры. Для них и для меня эти паркеты – про любовь. Вот строки, написанные Анной Тимиревой за пять лет до смерти, в 1970 г., через 50 лет после их последней встречи:
Полвека не могу принять -
Ничем нельзя помочь:
И все уходишь ты опять
В ту роковую ночь.
А я осуждена идти,
Пока не минет срок,
И перепутаны пути
Исхоженных дорог...
Но если я еще жива
Наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.
Мастера-краснодеревщики компании «ВЕРНИСАЖ» с любовью к профессии и партнерам, среди которых наши заказчики, дизайнеры-оформители, художники и программисты, известнейшие европейские деревообработчики, производители паркетной химии и самого современного оборудования.