Паркеты, особняки, дворцы и «Бюробин»
Снова в категориях «Это было недавно, это было давно» предлагаем вам путешествие в мире паркета из его почти трехвековой давности в современность. Повествуем на этот раз о превратности судеб деревянных полов в особняках и дворцах, поступивших на старости лет на дипломатическую службу.
Лидия Александровна Фотиева, секретарь Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны, секретарь В.И.Ленина в его последние 6 лет была в самом начале истории советского государства среди прочих, подписавших постановление СНК о Красном терроре, постановление СНК об организации Соловецкого лагеря, постановление СТО об «организации Бюро для обслуживания приезжающих иностранцев всеми видами довольствия, а также для обслуживания всех их нужд». А какое это имеет отношение к паркету, спросите вы? Дело в том, что после революции под посольства разных стран в столице были отданы и со временем по мере дипломатического признания Страны Советов отдавались лучшие здания и особняки. Это было реквизированное имущество «экспроприированных экспроприаторов» - дворянские усадьбы, расположенные в центральных районах Москвы, прекрасные образцы старинной архитектуры, отделанные мрамором и резьбой, украшенные лепниной и росписями, а также редкими невыразимой прелести композициями цветных паркетов. Учрежденная Советом Труда и Обороны для нужд иностранцев организация, в том числе, занималась обслуживанием и ремонтом этих самых знаменитых паркетов посольских особняков. Действовала она под эгидой Народного Комиссариата иностранных дел, Народного Комиссариата внешней торговли и ВЧК по утвержденной приходно-расходной смете в золотых рублях. Особый орган при НКИД «Центральное Бюро по обслуживанию иностранцев в Москве (Бюробин)» был создан 1 сентября 1921 г.
Когда-то я был знаком с двумя специалистами, работавшими в Бюробине в разные годы, и слушал их рассказы об интересных случаях из практики. Один - столяр-краснодеревщик, другой электрик и радиомастер. Самая большая зарплата была у тех, кто одевал погоны, всем мастерам часть денежного довольствия начисляли в валюте, на которую разрешалось только приобретать импортные инструменты в собственность работников. Я видел у одного из них инструменты и приборы в 70-х, ах, какие это были инструменты. На выполнение особо ответственных и объемных работ организация имела право привлекать любых субподрядчиков по профилю заданий. Поэтому я не уверен, что полы, о которых собираюсь рассказать, были выполнены именно мастерами Бюробина, но почти наверняка при участии и с ведома Бюро.
В начале 2000-х довелось мне участвовать в экспертизе в Большом Кремлевском дворце. Предстояла реставрация Собственной их императорских Величеств половины во дворце. В тендере по заключению договора участвовало тогда несколько паркетных компаний. Создан был дворец в середине XIX в., в 30-е годы прошлого века, когда «до основанья, а затем…», он пережил реконструкцию с уничтожением старинного храма Спаса на Бору и входа в Грановитую палату, а также с разграблением внешнего убранства Александровского и Андреевского орденских залов. Дворец ветшал, поэтому в 1967-70 гг. небольшая реставрация местами проводилась в старинных интерьерах Собственной половины дворца. Тут в 2008 г. и увидел я, думаю, бюробиновскую работу или творение привлеченных ими паркетчиков. На довольно большой площади был выполнен модульный художественный рисунок из нарезки. Собирали рисунки из нескольких пород с геометрическими, стилизоваными звездой узорами со сборными в два цвета лепестками из красного дерева на светлом фоне. Брали орех, лимонное дерево, палисандр, мореный дуб, красное дерево. Материал взяли, какой был под руками: фриз пристенный из планок разной ширины, планки в узорах рассохлись, во многих местах треснули, дерево было невыдержанное, кое-как посушенное. Беда была с разбегом цвета в пределах каждой породы и с подбором по распилу. Грех так говорить, но это тот редкий случай, когда думаешь: хорошо, что хозяева покоев этого не увидели.
В новом веке помещения дворца пережили две реставрации. Полы главных церемониальных залов – Александровского и Андреевского в самом начале 2000-х воссоздала уважаемая итальянская компания Берти. Ее специалисты бережно воспроизвели солнцевские рисунки, точно повторив даже пресловутый зеленый цвет, который предки получали подкуриванием древесины в горячем песке с табаком. Красивые, яркие, точные по цвету рисунки, хоть и есть на паркете одного из залов «прОклятое» место примерно метров 30 квадратных, где просачивается к полам вода. Здесь планки коробятся, лак облетает. Наверно строительство в новые времена неподалеку станции метро Боровицкая и подземного торгового комплекса под Манежной площадью нарушило гидроизоляцию фундамента. А штучный паркет – дело тонкое, и от воды ему нужна защита. Защиту такую могут дать современные гидроизоляционные грунтовки, например, от такого производителя, как Berger.



Лихие подземные работы и время привели ко второй реставрации, которая закончена была к концу 2009 г. Наряду с другими исполнителями большое участие в реставрации дворца приняли ученые и мастера из Санкт-Петербурга, где школа реставрации создавалась в ходе многолетних трудов по восстановлению разрушенных войной дворцов в окрестностях Северной столицы.
К числу достижений питерских реставраторов относятся реконструкция в Санкт-Петербурге зданий и воссоздание интерьеров бывших Сената и Синода Российской империи. В сложнейших работах на полах бывшего Сената, в здании которого располагается сейчас Конституционный суд РФ, где паркетные композиции укладывались на больших площадях едва ли не впервые в российской практике на основаниях с подогревом, участвовали и паркетчики-краснодеревщики компании «ВЕРНИСАЖ».
Интерьер бывшего Сената
Паркет в Конституционном суде
Архитектура здания Сената
Внутренняя отделка Сената
Об их искусстве и оптимальном выборе деревянных напольных покрытий и сопутствующих материалов свидетельствуют также красивые и надежно переносящие эксплуатацию полы в целом ряде музейных и зрелищных помещений города на Неве. В их числе Мариинский театр и Константиновский дворец – Государственный комплекс «Дворец конгрессов» в Стрельне.
Современные мастера гордятся достижениями своих предшественников, совершенствуют свое уже традиционное в нашей стране ремесло, участвуют в работах известных отечественных и зарубежных архитекторов и дизайнеров. Наследник Бюробина – ГлавУпДК при МИД России участвует в обеспечении деятельности более 180 посольств и представительств международных организаций и сотен компаний. Но это уже не монополист в проведении разного рода строительных и реставрационных работ, включая работы с напольными покрытиями.
Компания «ВЕРНИСАЖ» в числе тех, кто представляет сегодня традиции знаменитых Охтенских бригад, начинавших паркетное дело в нашем отечестве в XVIII в. По ее инициативе и с ее участием впервые в отрасли недавно проведены два первых в стране Чемпионата паркетных специальностей.