Искусственное старение деревянных полов
На этот раз в путешествии в мир паркета во временах и пространствах поговорим о целях и особенностях состаривания деревянных полов. Откуда взялось искусственное старение дерева и зачем оно? Неужто мода, которую энциклопедия «Британника» определяет, в том числе, как временное помешательство, всепроникающее, периодически возрождающееся и оказывающее влияние на многое, а может на всё. И даже деревянные полы, служащие до 100 и более лет, подвластны ее причудам.
Казалось бы, что связывает следы 1,5х1,5 см от каблучков дам советского бомонда на паркетах Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца, следы взрослого слона и груженой полуторки с проклинаемым всеми паркетчиками изобретением «башмачника грёз» Сальваторе Феррагамо, который шил обувь для Муссолини, Греты Гарбо, Мэрилин Монро и американских президентов? И какое все это имеет отношение к искусству современных паркетных умельцев, браширующих и простругивающих поверхности деревянных полов и имитирующих лазером или сверлением ходы древоточцев в древесине?
Мода на искусственное старение, на моей памяти, пришла к нам с драными на коленках джинсами, «потертым шиком» кожаной обивки мебели, босоножками с кожаными завязками под колено по типу излюбленной обуви римских патрицианок. В отделке интерьеров искусственное старение у нас явилось данью потерянным десятилетиям истории и стремлению вспомнить традиции предков, традиции отечественного ремесла, которым в части деревянных полов было, по крайней мере, три века. Мода возвращается, идет ли речь об одежде и обуви, украшениях и аксессуарах, стилях архитектурного оформления. По разным причинам человечество не успевает вдосталь насладиться ее красотой, особенностями и причудами. Войны, революции, техногенные и политические катастрофы, смены поколений многократно приводили к распаду связи времен, к желанию остановиться, оглянуться.
Конечно искусственное старение не только дань моде. Это и борьба за естественность, аутентичность и в какой-то мере против перфекционизма заказчика. При использовании такого натурального, разнообразного, красивого материала, как дерево, стремление отобрать только одинаковое, отсеять все признаки и отметины природного происхождения, максимально снизить разброс цветов и фактур обедняет эстетику древесины и сближает ее, а то и делает неотличимой от разного рода суррогатов и композитов «под дерево». Изменение экологического подхода в наши дни привело к отказу от принципа «сделайте мне красиво», и ценится, прежде всего, естественное в природном, живом материале. Многое из того, что еще недавно считалось «дефектами» древесины, сейчас рассматривается в качестве ее «эффектов». Что до перфекционизма заказчика, то следует вспомнить, что европейские строительные стандарты предусматривают приемку полов с высоты человеческого роста и без горизонтальной подсветки и увеличительных приспособлений. В нашей практике иногда встречается приемка ползком по полу с подсветкой фонариком в попытке обнаружить любые рисочки и мельчайшие выступы на покрытии.
Искусственное состаривание поверхностей деревянных напольных покрытий, проводимое в производственных условиях или на объекте заказчика, может включать браширование (обработку поверхностей жесткими пластмассовыми или металлическими щетками) с целью удаления мягких частей древесины в пределах годовых колец на ту или иную глубину и имитации длительного износа. Поверхность приобретает рельеф и выраженную структуру, как у старого дерева.
Браширование может быть более интенсивным с перепадами до 2 мм по высоте и с имитацией трещин, потертостей и червоточин. Интенсивное браширование поверхности паркета и массивной доски, а также паркетной и инженерной доски в продольном и поперечном направлениях придает напольным покрытиям очень живой характер. Еще один метод обработки, сочетающий интенсивное поперечное распилу браширование с простругиванием древесины определяет уникальную возможность тактильных и визуальных ощущений. Нужно отметить, что браширование в сочетании с глубокой фаской придают полам характерные черты традиционной ручной обработки с заметной текстурой и более износостойкой поверхностью. Полы выглядят так, как если бы они служили в этом доме нескольким поколениям. Для отделки состариваемых полов наряду с не закрашивающим тонированием применяют патинирование с помощью составов от разных изготовителей паркетной химии. В том числе весьма эффективным является патинирующее средство Berger Classic BioLauge на щелочной основе. Для состаренных полов хороши такие традиционные рисунки укладки, как «Французская ёлка», «Версаль», «Шереметевская звезда».
И снова о пресловутом изобретении Сальваторе Феррагамо – каблучках-шпильках, давление на еденицу поверхности которых даже у очень миниатюрной владелицы туфелек в 20 раз больше, чем у взрослого слона и в 200 по сравнению с груженой полуторкой. Это тот самый лом, против которого казалось бы нет приема, кроме перешлифовки полов при обновлении финишного покрытия. Но не будешь же прибегать к этому после каждого праздника с танцами или сбора подруг хозяйки дома на высоченных тонких каблуках. Состаренные напольные покрытия маскируют следы от шпилек. Такие полы меньше восприимчивы к износу, повреждениям, локальным царапинам и т.д. Патинированным, брашированным или вручную проструганным полам нечего терять, а следы шпилек только придают состаренному полу дополнительную идентичность и шарм. С этим связана надежда на то, что искусственное старение – не только мода, но навсегда станет востребованной составляющей технологии обработки напольных покрытий.
Специалисты компании «ВЕРНИСАЖ» широко используют в своей практике технологию и средства искусственного состаривания древесины. Наверно права пословица, что не то дорого, что красного золота, а то дорого, что от мастера доброго. Доверяйте профессионалам.