Арка Карла Росси соединила суды мирской и божий и прошлое и современность
И снова, досточтимые читатели, путешествуем в мире паркета с его трехвековой почти историей и зданиями, где деревянные полы несли и несут свою почетную службу.
И снова, досточтимые читатели, путешествуем в мире паркета с его трехвековой почти историей и зданиями, где деревянные полы несли и несут свою почетную службу. Эти четыре здания, построенные в разные годы по проектам разных архитекторов, в силу таинственных причин, связанных с реалиями русской истории или, наоборот, на эту историю повлиявших, как отдельные части суши, сблизились в определенный момент исторического процесса и больше уже не расходились далеко или надолго.
Здания Сената и Синода, которые сегодня единодушно признают памятниками архитектуры позднего классицизма, располагаются на участке по набережной Невы, который с начала XVIII в. последовательно принадлежал А.Д.Меньшикову, вице-канцлеру А.И.Остерману, а в середине века был пожалован императрицей Елизаветой Петровной канцлеру А.П.Бестужеву-Рюмину, у которого и был выкуплен дом для размещения Сената. Дом выдержал две перестройки, а затем по проекту К.И.Росси вместе с находившимся по соседству домом купчихи Кусовниковой был капитально реконструирован для размещения в этих домах Правительствующего Сената и Святейшего Синода. Эти два близких по архитектурному оформлению прямоугольных в плане 3-этажных корпуса, фасады которых украшены портиками с 8 колоннами коринфского ордера, лоджиями и гранитными лестницами, соединены триумфальной аркой, перекинутой над Галерной улицей.
Право руководить проектом К.Росси завоевал в нелегкой борьбе в конкурсе с достойными противниками. Идея К.Росси соединить два здания аркой, напоминающей арку Главного штаба, да еще и снизить издержки, использовав стены старых строений, покорила сердце императора Николая I. Проект Росси утвердили в феврале 1829 г., а в августе при торжественной закладке здания Сената в фундамент уложили памятную доску. В августе 1830, после того, как дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, по тому же проекту заложили здание Синода.
Правительствующий Сенат был учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства, управления и суда. Святейший Правительствующий Синод – высший коллегиальный орган управления Русской православной церковью, законосовещательное, административное и судебное учреждение. Комплектовался лично императором из представителей высшего черного и белого духовенства по представлению обер-прокурора Синода, постоянные его члены назначались пожизненно. Эти два здания с двумя не подчинявшимися друг другу организациями связывали подотчетность лично императору, арка работы К.Росси, архив Сената, который располагался в северном корпусе Синода («49 косых саженей полок за неумещением в других трех этажах») и тот факт, что они были упразднены в старых функциях в 1917-18 гг. декретом Совета народных комиссаров.
Новая триумфальная арка стала символом единства церкви и государства. Над ней размещена скульптурная группа «Правосудие и Благочестие», символизирующая еще одну ипостась этого единения – веру в закон. Злые языки, отмечавшие продажность местного чиновничества, каламбурили: «Сенат и Синод живут ПОДарками». Домовая церковь Сената, открытая для посещения также и жителями города, на протяжении своего существования не претерпела значительных изменений за весь дореволюционный период, разве что подвергалась реставрации. Церковь действовала еще 2 года после революции. Храм закрыли, церковное имущество передали в соответствующий отдел Наркомпроса, а драгоценные ризы с икон реквизировали. Что же касается храма Синода, то он до 1923 г. действовал в качестве приходского. Сохранился акт изъятия 12 икон и предметов церковной утвари от 1924 г. Среди прочих предметов, «не имеющих музейного значения и подлежащих ликвидации церковным столом Райисполкома» перечислены «иконостас церкви, а также царские двери с картинами в них и прочая утварь, которые историко-бытового значения не имеют».
Перестройки и реконструкции зданий комплекса не всегда характеризовались необходимыми качеством и надежностью. Особенно много жалоб вызвали работы, завершенные к 1913 г. Среди множества нареканий к отоплению, состоянию полов, потолков и кровель больше всего недовольства вызвал новый паркет, уложенный в большинстве помещений. Сенаторы жаловались: «В кабинетах прежний паркет заменен новым, возбуждающим насмешки даже сторожей. Теперь паркет этот покрыт ковром, тем не менее, он скрипит, трещит и колеблется под ногами. В приемной для публики пол в одном месте провалился так, что вся нога уходит в дыру». Полы постановили исправить, паркет, где необходимо, заменить, а также «обить бобриком пол в совещательной комнате при большом верхнем зале». Превращение в послереволюционное время зданий Сената и Синода в архивохранилище не способствовало сохранению зданий как архитектурных памятников (статус с 1918 г.) и целостности интерьеров.
В годы Великой Отечественной войны все постройки комплекса подверглись существенным разрушениям от артобстрелов. В период с 1944 г. до 1976 г. были отреставрированы декор фасадов, скульптурное убранство, интерьеры парадных лестниц и зала заседаний Сената и росписи бывшей церкви Сената. Принятие в 2006 г. закона о восстановлении архитектурного комплекса для размещения в нем Конституционного суда РФ и президентской правовой библиотеки изменило его судьбу. Реставрационные работы были проведены за время чуть более года с привлечением лучших строительно-реставрационных организаций, имеющих опыт работ по реконструкции и реставрации таких объектов исторической застройки, как, например, Константиновский дворец в Стрельне. На последнем этапе на комплексе трудилось до двух тысяч специалистов, представлявших более 60 фирм и компаний, включая компанию Вернисаж.
По словам реставраторов, одной из их основных задач было сохранить старинный облик зданий, для чего пришлось восстанавливать фрагменты живописи, лепнину, паркет. В то же время это были современные сооружения со всеми необходимыми атрибутами: системой отопления, кондиционированием, противопожарной системой. Трубы отопления расположены под полом, их около 100 км, и в зданиях нет ни одного радиатора. Пожалуй, впервые в новейшей истории у нас в такого рода сооружениях была использована специально разработанная технология укладки деревянных полов на подогреве. Она предусматривала прокладку труб водяного отопления на металлической арматуре в стяжке с накоплением и равномерным распределением тепла в поверхностном ее слое примерно 5 см, установку компенсаторов температурного расширения по контуру стяжки, тренировку стяжки в режимах постепенных включения и выключения подогрева воды, приклейку фанеры на стяжку и паркета на фанеру специальным эластичным клеем, автоматическое регулирование температуры теплоносителя по результатам измерений датчиками температуры на улице и в помещениях и поддержание температуры на поверхности паркетных полов на уровне не более 26-27˚С. Дубовый паркет в качестве финиша покрывали лаком, а пристенные пазы уплотняли специальными средствами гидроизоляции, с рабочими температурами до 50˚С.
Не всем ценителям удалось познакомиться с отреставрированной и воссозданной красотой, разве что речь не идет о традиционном обитателе здешних мест – привидении молодого чиновника, расставшегося с жизнью из-за безответной любви полтораста, почитай, лет тому назад. Ему нетрудно судить о качестве реставрации, видел, как было раньше и как стало потом. Работы было так много, а времени так мало, что маститых реставраторов не хватало, и студенты художественно-реставрационных учебных заведений, разобрав фрагменты настенной живописи на темы дипломных работ, оттирали портреты и изображения лебедей от копоти и грязи размягченным белым хлебным мякишем и восстанавливали утраченный красочный слой на осыпающихся высолах. Размятая сердцевина батона, неоценимая когда-то при работе с чертежами, здесь не только очищала краски до первородной живости и блеска, но и маскировала мелкие кракелюры красочного слоя. Так восстановление памятников нашей общей истории и культуры объединило людей разных возрастов и специальностей.
Сегодня на полах с подогревом стараются укладывать наиболее стабильные по породам и конструктиву виды деревянных полов, используют современные силилированные эластичные клеи, в качестве финиша – в основном масляные покрытия или высокоэластичные полиуретановые паркетные лаки Berger Aqua-Seal 2KPU либо Berger Green Star , а пристенные пазы изолируют специальным полиуретановым шнуром и уплотнительной мастикой. Специалистами Вернисажа полы на подогреве сооружены на десятках объектов, где они с успехом работают. Деревянные полы на подогреве вполне реализуемы и требуют лучшей продукции паркетной химии и профессионального подхода. Доверяйте профессионалам.